Кварковая звезда — астрономическое тело, состоящее из так называемой «кварковой материи». Считается, что такие звезды занимают промежуточное место между нейтронными звездами и черными дырами. Кварковые звезды могут оказаться настолько плотными, что излучённый такой звездой свет будет двигаться по орбите вокруг нее самой. Интересной особенностью кварковых звезд является рост их диаметра при уменьшении массы.
RXJ1856.5-3754: возможно, звезда из кварков.
И еще статья.
В пыльном облаке, оставшемся после взрыва сверхновой, может скрываться звезда пока неизвестного типа – «кварковая».
Когда сверхновая взрывается, от нее остается либо черная дыра, либо чрезвычайно плотная нейтронная звезда. Однако не все так просто. Недавние расчеты показывают, что существует и третий вариант: «кварковая звезда», еще плотнее нейтронной, но еще недостаточно плотная, чтобы «схлопнуться» в черную дыру.
Притяжение нейтронной звезды так велико, что атомы в ее составе переходят в форму особой вырожденной материи: электроны «падают» на ядра и сливаются с протонами, образуя нейтроны. Еще тяжелее положение в кварковой звезде. По мнению астрономов, такие звезды образуются, когда давление настолько колоссально, что нейтроны под его воздействием распадаются на составляющие кварки. Эта материя еще плотнее, чем у нейтронной звезды. Подробнее о том, что именно натолкнуло ученых на мысль о существовании таких экзотических объектов, читайте «Плотнее некуда».
Считается, что исследование кварковых звезд может пролить свет на процессы, проходившие во Вселенной вскоре после Большого Взрыва, ведь тогда вся она была заполнена именно такой кварковой материей, вдобавок еще и перегретой до триллионов градусов. К сожалению, до сих пор ни один факт наблюдения за подобными объектами не нашел достоверного подтверждения.
Группа китайских ученых во главе с Квон-Сан Ченом (Kwong-Sang Cheng) привели результаты собственного исследования сверхновой SN 1987A, одной из самых близких к нам.
Известно, что если такой процесс сопровождается образованием нейтронной звезды, то он сопровождается единичным сильным выбросом частиц-нейтрино. Однако наблюдая за SN 1987A с помощью сразу двух детекторов нейтрино в Японии и США (Kamiokande II и Irvine-Michigan-Brookhaven), астрономы установили, что выбросов было сразу два, разделенных заметным промежутком времени. Это, по мнению Чена и его коллег, может быть связано с двухступенчатым процессом коллапса сверхновой: сперва в нейтронную звезду, а затем – в кварковую.
«Такая модель вполне обоснованна и интересна, - говорит другой китайский физик Йон-Фен Хуань (Yong-Feng Huang), - она объясняет много важных характеристик сверхновой SN 1987A, и надеюсь, окажется верной».
Впрочем, последнее слово должны сказать новые рентгеновские орбитальные телескопы, которые готовятся к запуску через несколько лет: расчеты показывают, что именно на этих длинах волн нейтронные и кварковые звезды должны выглядеть совсем по-разному. Однако, имеющиеся аппараты не обладают достаточной мощностью для подобных исследований.